Дорожные сетки из стеклянного и базальтового волокна — популярный армирующий материал
Наиболее широко сетки применяются для армирования асфальтобетонных покрытий при новом строительстве дорожных одежд и при усилении их в процессе ремонта.
Содержание:
- Сферы применения
- Механизм воздействия геосетки на асфальтобетонное покрытие
- Рекомендации по подбору сетки
- Указания по устройству асфальтобетонных покрытий
- Характеристика сеток
- Рекомендации по технологии укладки
Сферы применения
- Применение сеток в дорожном строительстве:
- обеспечивает придание новых свойств дорожной конструкции,
- предотвращает и уменьшает распространение отраженных трещин,
- в 2-3 раза увеличивает межремонтные сроки,
- гарантирует реальный экономический эффект,
- улучшает комфорт дорожного движения.
Возможны интересные решения в следующих областях:
- дорожное строительство (армирование асфальтобетонных покрытий, укрепление обочин, откосов, основания земляного полотна, укрепление слоев дорожных одежд, стабилизация временных дорожных одежд, фундаментов малых искусственных сооружений, водоотводных сооружений и т.д.)
- железные дороги (армирование земляного полотна, водоотводных сооружений, зернистых сред в виде балластов и т.п.)
- гидротехническое строительство (армирование плотин, подпорных сооружений, набережных и т.п.)
Механизм воздействия геосетки на асфальтобетонное покрытие
Асфальтобетон обладает высоким сопротивлением кратковременным нагрузкам благодаря высокой вязкости асфальтового вяжущего и шероховатости зерен заполнителя и, с этой точки зрения, является идеальным материалом для устройства покрытий нежесткого типа. Однако основное его качнство — вязкопластичность при длительном (статическом) и многократном приложении нагрузки — обуславливают его низкую прочность на растяжение при изгибе и недостаточную распределяющую способность.
Испытания образцов — балочек, изготовленных из двухслойного асфальтобетона (верхний слой толщиной 3 см, нижний слой — 4,5 см), армированных геосеткой, расположенной между слоями асфальтобетона, и контрольных — неармированных, показали, что армирование геосеткой практически не увеличевает предельного усилия и относительной деформации при изгибе. Однако, для разрушения образцов асфальтобетона с геосеткой требуется в 2,85 раза больше энергетических затрат и, следовательно, во столько же раз замедляется скорость образования трещин в асфальтобетоне в результате воздействия жестких климатических условий и цикловом воздействии низких температур.
Характеристика асфальтобетона, армированного сеткой:
- Стекловолокнистая сетка имеет высокую адгезию с битумом.
- Водно-физические свойства асфальтобетона, армированного геосеткой (водонасыщение, набухание, средняя плотность и т.д.) существенно не изменяются.
- Армирование сеткой асфальтобетонных покрытий повышает прочность на изгиб до 1,5-2 раз.
Рекомендации по подбору сетки
- Размер ячейки сетки зависит от типа асфальтобетона. Более щебенистая смесь требует более крупной ячейки сетки. Размер ячейки нужен примерно такой, чтобы он был в 1,5-2 раза больше наибольшего размера зерен минеральных материалов.
- Марка бетона влияет на выбор сетки по прочности на разрыв. Асфальтобетоны с меньшей маркой требуют и меньшей прочности сетки.
- Проведенные исследования позволяют использовать сетку на автомобильных дорогах во 2,3,4 дорожно-климатических зонах.
Указания по устройству асфальтобетонных покрытий
- Работа по устройству асфальтобетонных покрытий армированных стекловолокнистой сеткой следует вести по типовым технологиям с некоторыми видоизменениями и добавлением отдельных операций. В число таких операций входят: подготовка основания (старого покрытия, имеющего температурные трещины), розлив вяжущего, укладка стекловолокнистой сетки, устройство асфальтобетонного покрытия.
- Устройство прослойки из стекловолокнистой сетки предусматривает укладку ее по всей ширине проезжей части в два этапа: сначала на одной, потом другой половине по ширине покрытия.
- Перечисленные в п.1 операции выполняют в одну смену с планированием минимального возможного расстояния по потоку между ними, применяя при этом существующий парк машин в отрасли. Величину сменной захватки назначают по производительности ведущей машины-асфальтоукладчика , причем , желательно, чтобы она была кратной длине полотна сетки в рулоне.
- Подготовка основания (старого асфальтобетонного покрытия, имеющего трещины и другие дефекты) под укладку стекловолокнистой сетки состоит в очистке его от пыли и грязи, устранении выбоин, других дефектов, очистке и заделке крупных трещин (шириной более 3 см). Иначе говоря, следует выполнять работы, относящиеся к основным видам ремонта асфальтобетонного покрытия и требующие использования соответствующих машин.
- Распределение битума БНД 40/60 или 60/90 осуществляют из расчета 0,8 — 1,0 л/m.Основной розлив вяжущего выполняют автогудронами.Тепмпература битума при этом должна быть 140 — 160 °С.Розлив выполняют на половине ширины рабочей части, причем ширина распределения вяжущего должна на 0,15 — 0,20 м превышать ширину устраиваемой прослойки.
- Полотна стекловолокнистой сетки укладывают в продольном направлении с перекрытием полотен на 0,05 — 0,15 м. Работа выполняется в ручную звеном из трех дорожных рабочих.Рулоны сетки транспортируют к месту производства работ непосредственно перед укладкой. Их рекомендуется распределять по длине захватки через расстояние равное длине полотна в рулоне. Рулоны раскатывают ровно без перекосов, вызывающих появление складок, с небольшим продольным его натяжением. В пределах перекрытия полотна должны быть прогрунтованы битумом, если сцепление полотен не обеспечивается на перекрытии прониканием битума снизу. Для обеспечения плотного прилегания стекловолонистой сетки к основанию и сцепления с ним ведут подкатку полотен ручным катком или прижимают рулон сетки по краям асфальтобетонной смесью. При образовании складок полотно следует разрезать и прижать к поверхности вяжущего.
- Устройство асфальтобетонного покрытия ведут по типовой технологии, обращая внимание на качество уложенной прослойки и регулируя режим движения автомобилей, подвозящих асфальтобетонную смесь.
- Режим движения подвозящих асфальтобетонную смесь автомобилей должен ругулироваться таким образом, чтобы было исключено повреждение созданной прослойки из стекловолокнистой сетки. Разворот автомобилей должен выполняться за пределами участка с прослойкой, а заезд на прослойку — задним ходом по одной колее. Если отмечается прилипание прослойки к колесам, следует выполнить на колее россыпь песка тонким слоем и скорректировать в сторону уменьшения норму расхода вяжущего.
Характеристика сеток
- Сетки изготавливаются из стеклянных и базальтовых крученых комплексных нитей.Для пропитки сетки может использоваться пластизоль различных марок, латексы, карбамидные смолы, поливинилацетатная дисперсия.
- Как и все изделия из стекловолокна, базальта эти сетки не горючи, не подвержены коррозии и воздействию грибков и бактерий.
- Размеры ячейки могут меняться по основе и по утку от 1 до 40 мм.
Рекомендации по технологии укладки
В зависимости от требований проекта используется один из двух вариантов технологии укладок сеток:
Вариант I
Укладка сетки осуществляется на старое асфальтобетонное покрытие. В этом случае технология укладки включает:
- тщательную очистку поверхности старого покрытия металлическими щетками с последующей промывкой водой и высушиванием
- нанесение на очищенную и высушенную поверхность старого покрытия битума или битумной эмульсии из расчета для битума 0,4 — 0,6 кг/м? и для битумной эмульсии 0,9 — 1,1 кг/m
- укладку сетки
- укладку нового слоя асфальтобетонного покрытия расчетной толщины
- уплотнение уложенного покрытия сначала легким, а затем тяжелыми катками в соответствии с требованиями проекта и СНиП.
Вариант II
Укладка сетки осуществляется на выравнивающий слой из мелкозернистой смеси, предусмотренной проектом. В этом случае технология укладки включает:
- тщательную очистку поверхности старого покрытия, как это указано для варианта (1); нанесение на очищенную и высушенную поверхность старого покрытия битума или битумной эмульсии, как это указано для варианта (1)
- укладку выравнивающего слоя асфальтобетона толщиной не менее 3 см и его уплотнение
- укладку не менее, чем через сутки после уплотнения, на выравнивающий слой асфальтобетона сетки с предварительным нанесением на поверхность покрытия битума или битумной эмульсии, как это указано выше
- укладку нового слоя асфальтобетонного покрытия расчетной толщины
- уплотнение уложенного покрытия сначала легким, а затем тяжелыми катками в соответствии с требованиями проекта и СНиП.
Укладку сетки следует осуществлять отдельными полосами, располагая полотна в продольном направлении. Перекрытие смежных полотен в поперечном направлении должно составлять не менее 0,2 м, а в продольном не менее 0,15 м.
При укладке рекомендуется использовать траверсу, приклепляемую к рулону сетки и подвешиваемую на транспортное средство.Укладка каждого полотна осуществляется по предварительно нанесенной разметке. В процессе укладки сетка должна быть натянута и прикреплена к асфальтобетонному покрытию посредством пристреливания дюбелями. Не допускается наличие на уложеной сетке складок и смятий как в продольном, так и в поперечном напрвлениях.
Все технологические операции как по варианту (1), так и по варианту (2) следует проводить в сухую погоду.
Подвоз асфальтобетонной смеси к месту укладки осуществляют непосредственно по сетке, исключив возможность ее загрязнения и смещения колесами транспортных средств.
Смотрите также:
- Геотекстиль в основе каждой дороги России
- История российских дорог
- Геокомпозиты и объемные (трехмерные) материалы в дорожных конструкциях
- Армирующие геосетки для повышения долговечности покрытий из асфальтобетона
- Из чего делают геосетку
Комментарии
Добавить комментарий